Неврологический роман
История любви к профессии и просто любви
Врач нынче, пожалуй, самая дефицитная из профессий. Оно и понятно, медицинская помощь требуется всем, а учиться на доктора сложно и долго, да и сама работа, мягко говоря, не из легких. Власть прилагает огромные усилия к тому, чтобы привлечь в Мурманскую область молодых медиков, как из других регионов, так и наших земляков, отучившихся в вузах страны. И усилия эти небезуспешны. Знакомьтесь: Маргарита Жданова и Егор Устимов, врачи-неврологи областного многопрофильного клинического центра. Северяне, вернувшиеся на малую родину, чтобы строить карьеру и совместную жизнь.
Нравится и не страшно
Признаюсь честно, в нынешнем мире торжествующего инфантилизма крайне приятно бывает пообщаться с молодыми людьми, которых в полной мере можно назвать взрослыми. Речь не только и не столько о возрасте, сколько о трезвом и широком взгляде на жизнь, ясном понимании собственных целей и возможностей, воспитанности, искреннем гуманизме и, что немаловажно, чувстве юмора. Именно такими оказались мои собеседники Маргарита и Егор - молодая пара мурманчан, которых повенчала друг с другом медицина. Ребята познакомились, будучи студентами медицинского института Петрозаводского государственного университета, а сегодня трудятся вместе в неврологическом отделении для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения с блоком реанимации и интенсивной терапии Мурманского областного клинического многопрофильного центра. Мы побеседовали с ними о пути в профессию, врачебных буднях и возникновении взаимного чувства.
Маргарита: - Я коренная мурманчанка, окончила ПетрГУ, там же проходила ординатуру. Специальность «неврология» выбрала еще до поступления, поскольку заключила с минздравом Мурманской области целевой договор. Сестра моей мамы была неврологом, бабушка - фельдшер. Родители пытались отговорить меня от такого выбора. Но тут уж сыграло роль стечение обстоятельств. В школе легко шли химия и биология, и, чтобы понять свое отношение к медицине, перед вузом я год отработала санитаркой в оперблоке нашей Пироговки. И поняла, что мне это дело очень нравится, легко получается, и не страшно.
-А не было у вас моментов, когда хотелось бросить это занятие? Ну, например, когда впервые попали в морг...
Маргарита: - Главный интерес, в морге, конечно, причина смерти - что к ней привело, подтверждается ли она патологоанатомически. У нас прямо горящие глаза были - что там, как там?
Не навреди!
Маргарита: - Подрабатывать я начала с шестого курса, сначала участковым терапевтом, но там нагрузка была очень высокая, и с учебой сочетать не получилось. Зато в ординатуре мне очень повезло с наставниками в Петрозаводской городской больнице, там мне предложили поработать врачом-стажером-неврологом, по сути, младшим доктором. То есть ты еще учишься, сертификата нет, но над тобой есть куратор, и если у тебя есть способности, то отправляют в приемный покой одного. Прямо «под танки». Поначалу было очень страшно.
-А что страшнее всего?
Маргарита: - Страшно навредить. Ты собираешь анамнез, у тебя появляются мысли о заболеваниях. Но нужно прийти к одному верному диагнозу. А время на одного пациента ограничено, опыта у тебя нет. Приходилось теребить коллег, просить посмотреть пациента вместе. Под маской неврологических заболеваний прячется масса соматических и порой экстренных случаев. Так было страшно, но я справлялась.
-А не было конфликтов с пациентами?
Маргарита: - Нет, этой проблемы у меня нет. У меня же мама психотерапевт, я найду подход к каждому!
-Егор, а у вас в жизни с чего началась медицина?
Егор: - В юности хотел стать режиссером, ближе к окончанию школы планировал пойти в нефтегаз, потому что нравилась химия. Затем благодаря своему преподавателю полюбил биологию и решил попробовать медицину, тем более бабушка у меня медсестра, с детства ходил к ней на работу, смотрел, как она проводит физиотерапевтические процедуры. Но поскольку у меня семья военных, решил попробовать стать военным врачом. Однако в Военно-медицинскую академию не поступил и решил пойти в гражданские медики. На третьем курсе предстояло выбрать специализацию, я планировал стать дерматологом, но по мере «взросления» медицины в моей голове от этого отказался. И вот на пятом курсе вопрос встал ребром. Мне нравились психиатрия и неврология, но в психиатрию идти я не решился. Так что поступил в ординатуру на неврологию. С четвертого курса работал в аптеке - очень нравилось разбираться в препаратах, это полезный опыт. А в ординатуре уже начал работать терапевтом, но не на участке, а на вызовах. Хорошим неврологом ты станешь, если понимаешь терапию, потому что многие неврологические заболевания - это осложнения терапевтических. Например, тот же инсульт - это осложнение различных болезней сердечно-сосудистой системы, диабета и так далее.
Двести причин головной боли
-Подбираемся к главному вопросу: как вы познакомились друг с другом?
Егор: - Знакомы мы со студенческих лет, и сплотила нас именно неврология. В ординатуре приходилось много работать вместе. Так случилось, что мы попали в одну больницу. Вели пациентов, много и плодотворно обсуждали работу. И дообсуждались!
Маргарита: - Мы прошли все правильные этапы отношений. Начали с близкого общения, помощи друг другу. Потом сдружились, нашли общие интересы. Процесс был достаточно длительный, и только к началу второго года ординатуры мы поняли, что нравимся друг другу и влюблены.
Егор: - Тем более мы понимали, что после учебы в одну больницу поедем работать. Открытый мир огромной работы, незнакомый коллектив - все это сложно, но как-то грело, что мы поедем туда вместе.
-Насколько я знаю, в МОКМЦ очень внимательно относятся к молодым специалистам. Расскажите, как вас приняли на новом рабочем месте.
Маргарита: - Приняли отлично! Будем честны - мы увидели на сайте больницы фотографию нашего завотделением Дмитрия Березина и немножечко опешили. Такой серьезный, суровый человек, только погон не хватает! И я, как истинная леди, пропустила мужчину вперед.
Егор: - Первым в отделении появился я. Это была пятница, в будни в больнице всегда много работы, и когда ты заходишь в отделение, там всем не до тебя. Но мы познакомились с Дмитрием Геннадьевичем, и мой шаблон сразу сломался. Он оказался самым прекрасным наставником, которого только можно себе представить.
Маргарита: - Он открыт к вопросам, открыт к помощи.
Егор: - Мы поначалу работали в разных местах, но основная нехватка врачей, конечно, в приемном отделении, потому что там очень много работы, людей привозят в самом остром периоде, и жизнь там энергичная и тяжелая. Так что в первый же день заведующий меня спросил: «Вы готовы работать интенсивно или очень интенсивно?» Маргарита пошла работать в палаты, я - в приемный покой. Это была школа жизни. Ты совсем недавно читал учебники, видел какую-то практику, но этого мало. И Дмитрий Геннадьевич нам сильно помогал. Причем основная часть вопросов у нас была не по медицине, а по организации работы, например, по маршрутизации пациентов. Допустим, привозят пациента в коме. А комы бывают разные - инсульт, печеночная кома. Бывают сложные, спорные ситуации, когда необходим взгляд опытного человека. Вот в этом отношении у нас отличный коллектив, все врачи готовы помочь друг другу. И период притирки у нас получился довольно комфортный.
Маргарита: - Страх все равно сковывает, потому что, пока ты ординатор, делишь ответственность, а врач уже должен брать ее на себя. Но страх еще и отупляет, ты не можешь взглянуть за горизонт, видишь только синдромы, а зацепиться за настоящий диагноз трудно.
Егор: - Скажем, у головной боли три основные причины, а в целом - более двухсот. И вот ты смотришь на пациента: вроде молодой человек, нет никакого отягощенного анамнеза, но тебя что-то смущает. Везешь его на КТ - а там опухоль головного мозга. Такие ситуации возникают часто. И здесь очень важна помощь коллег. В этом плане наш клинический центр - прекрасное место. Нам есть с чем сравнить.
Дежурство - катализатор чувств
Егор: - Что касается иной поддержки молодых специалистов, то тут все в порядке - и трудоустройство, и помощь в оплате жилья, и единовременная выплата по квоте - миллион рублей, и квартальная выплата в течение первого года.
-Если не секрет, как вы распорядились или распорядитесь выплатой по квоте?
Егор: - Ремонт квартиры. Ремонт, ремонт, ремонт!
-Провокационный вопрос: по окончании целевого срока в пять лет никуда не собираетесь срываться?
Маргарита: - Честно говоря, очень сложно представить куда. В столицах людей хватает без нас, а ехать в другой регион нет никакого смысла.
Егор: - Мне нравится работать сутки черед двое, а работать так сложно где-либо, кроме стационара. И мне очень нравится и наш коллектив, и сама больница. На данный момент каких-то причин уходить я не вижу.
-Насколько у вас двоих совпадают графики работы и жизни? Все-таки молодой паре, наверное, хочется больше времени проводить вместе?
Егор: - Сейчас мы оба - врачи приемного покоя, мы друг друга сменяем. Это, конечно, плохо, но таковы особенности профессии, что поделаешь. Но когда Маргарита меня сменяет с суток и мне некуда торопиться, я, бывает, остаюсь на работе. Мы можем вместе посмотреть пациента, что-то еще сделать. А так - ну, зато есть время соскучиться!
Маргарита: - Мы, кстати, переживали, что вот, едем работать в одно отделение, наскучим друг другу. А оказалось, что эта проблема очень легко решается!
Не ищите симптомы в Интернете!
-И последний вопрос, традиционный в любом разговоре с медиками: дайте, пожалуйста, нашим читателям несколько советов, как уберечься от проблем со здоровьем по вашему неврологическому профилю.
Егор: - Самая острая неврологическая патология - инсульт. Я уже говорил, что это в основном осложнение соматических заболеваний - артериальной гипертензии, сахарного диабета, нарушений сердечного ритма. Хотелось бы попросить наших земляков, прежде всего, контролировать артериальное давление и сахар в крови. При необходимости обращаться к врачу и понемногу это корректировать.
Маргарита: - И терапию, которая предписывается, принимать нужно не от случая к случаю, а ежедневно. Уточню - не каждый раз, как скакнуло давление, а два раза в день, этого достаточно. А то многие бабушки переедают таблеток, и давление может резко упасть, например.
Егор: - Если у вас какая-то привычная проблема, с ней лучше обращаться сначала в поликлинику. У нас в приемном покое две трудности: или пациент приезжает поздно, в тяжелом состоянии, или наоборот, ничего плохого не случилось, но люди беспокоятся о своем состоянии здоровья, едут к нам и отвлекают от действительно серьезных проблем.
Маргарита: - Обязателен достаточный сон, не меньше восьми часов. Не надо терпеть головную боль.
Егор: - Но, опять же, не закидывать себя таблетками. У нас есть такое понятие - лекарственно-зависимая головная боль. Люди, у которых часто, чаще 15 раз в месяц, болит голова, начинают пить обезболивающие один-два раза в день. И тогда боль начинает видоизменяться, приобретает другой характер, таблетками не купируется, и там уже нужно переходить на антидепрессанты и другие препараты под наблюдением невролога.
Маргарита: - Очень важно достаточное питье, особенно в такую погоду, как сейчас.
-Кстати, в связи с аномальной жарой вырос ли поток пациентов в вашем приемном покое?
Маргарита: - Да, работы прибавилось. Инсульты, инфаркты, стенокардии.
Егор: - В основном геморрагические инсульты - кровоизлияния на фоне высокого давления. Люди у нас к жаре непривычные, часто сосуды не выдерживают.
Маргарита: - И еще большая просьба - не ищите свои симптомы в Интернете! Очень большая нагрузка ложится на дежурные бригады, когда на страхе, на панической атаке люди прибегают, требуют помощи, и ты видишь, что он действительно сейчас может себя довести до ситуации, о которой прочитал. Не надо создавать себе дополнительный фактор риска в виде стресса.
«Мурманский вестник», 26.07.2024