Интервью с Артемом Иконой
Артем Икона — Художник перформативного искусства, создающий новую визуальную культуру, пересекающую искусство и моду.
Instagram @artem.icona_official
«Я не хочу переосмыслять созданное кем-то, а хочу творить сам, создавать новое, революционное, ориентируясь на что-то внешнее: природу, состояние, события»
Расскажи о роде своей деятельности. Чем ты занимаешься?
Я художник перформативного искусства. Создаю картины, за основу которых беру вещи ушедших эпох. Мой холст – это винтажные пальто, тренч, плащ-палатка, плащ-накидка, часто использую военные вещи. А также делаю перформансы, занимаюсь модой, фешн-индустрией, работаю в качестве стилиста как в команде, так и для себя, для своего развития.
Где можно увидеть твои арт-произведения? Это выставки или фешн-события?
Некоторые работы можно увидеть на локации Марсового поля дом №7, это Maker Design Loft, пространство русского дизайна. Там три моих холста – одни из первых. По ним можно проследить, как изменился с тех пор стиль: из четких фигуративных вещей в более абстрактные и порой хаотичные формы. Еще несколько холстов у коллекционеров, а также у друзей из студии Осипова на Петроградке и Гороховой. Но основная часть работ находится в моей мастерской.
Сколько времени занимаешься этим?
Около года. Я довольно быстро включился и в течение года, как считаю, сделал очень многое. Думаю, именно потому, что это моя стихия. И сейчас в полной мере выражаю себя через искусство, не зная, что такое лень. Я создаю арт-объекты, руководствуясь чувством внутренней необходимости.
Расскажи, как ты себя искал.
Я искал себя достаточно долго. В 9-ом классе увлекся литературой, посвященной саморазвитию. Читал книги взахлеб, хотя литература в школе мне нелегко давалась, как и математика. Поиски нередко сопровождались депрессией. Я пробовал себя абсолютно в разных направлениях: занимался продажами, сетевым бизнесом, продажей готового бизнеса, даже тренером по плаванию был, затем организовал свой проект – woolenki. Это мой первый шаг в сторону производства, креатива, и, хотя у нас не было бюджета, мы были очень амбициозны. Тогда-то я и понял, что хорошо себя чувствую, когда что-то создаю.
Но, в конце концов, я впал в сильную депрессию и в 2018-ом уехал на родину. За три недели, что там был, произошла полная переоценка ценностей. Я понял, что мое призвание – не заниматься коммерцией, а искать свои сильные стороны, свою природу. Тогда я определил, что хочу заниматься фешн-индустрией и вскоре придумал проект, которым сейчас активно занимаюсь.
А есть какая-то точка отсчета, когда ты понял, что это твое дело?
Был март. Я разложил на полу старого гаража один из своих первых холстов и стал выводить тонкой кистью линии. Со всех щелей задувал сильный ветер, я сильно замерз, но было все равно: я наслаждался процессом.
А какие твои любимые книги?
Сейчас начал читать книгу «Поток». До этого касался трудов наших классиков: Малевича и Кандинского, изучал некоторое время труды Иттена про цвет. А последнее, что сильно впечатлило – «Как закалялась сталь» Островского.
Твой любимый цвет?
Теперь у меня нет любимых цветов, я их все люблю. Даже цвет грязи кажется красивым. Со временем я начал видеть цвета, которые в чистом виде могут показаться неприятными. Но если их перенести, например, в природу, они будут смотреться органично, понимаешь, что без них картина была бы нецелостной.
Еще люблю работать с контрастами, экспериментирую с законами оптики и с движением цвета на холсте. Притом движение задаю абсолютно физически: холст фиксируется на стене, и краска, стекающая по нему, создает динамику, которую видно невооруженным взглядом.

Влияет ли на тебя окружение?
Расскажу про один случай. В 2019 году, летом, я начал осознанно работать над своим фокусом внимания и внутренними состояниями. Много времени посвящал холстам, был направлен исключительно на успешные действия, позитив и замечал положительные отклики реальности: какие-то новые люди, встречи, возможности. Настроение всегда в топе. И однажды сблизился с человеком, который через шутки, какие-то моменты уводил мой фокус внимания в минус. Это было вроде в позитивной, шутливой форме, но в то же время сориентировано на некий упадок, декаданс. И что ты думаешь! Жизнь пошла в минус: стало меньше денег, активности, внутренней энергии… Тогда я задумался, что происходит, стал анализировать и нашел причину.
Ты устраиваешь перформансы. Поделись самым запоминающимся.
Я провел около 8 перформансов, расскажу о последнем, наиболее сюжетном. Я создал картину на человеке в онлайн-ключе. Мы заняли локацию на ДЛТ, и за два с половиной часа появилась картина-манифест, дальше холст пошел по разным съемкам, и его отметил фотограф из Санкт-Петербурга, который снимал фешн для французского глянца.
Позже, когда я вновь посмотрел на свою работу, понял, что это не тот стиль, что нужен. У многих творцов такое бывает: со временем усложняется техника, начинаешь глубже всматриваться в детали, и все, что делал раньше, уже не нравится. Тогда я решил все порезать и превратить холст во множество отдельных кусков. И этим цикл завершился.
Теперь есть несколько людей, которые имеют эти кусочки, а у самого холста интересная история, его видели и во Франции, и в России. Он много где был, даже в заброшенной психиатрической больнице.
Расскажи про свою самую интересную съемку.
Это было на производстве, в пустом помещении на 200 квадратных метров. Мы сами ставили декорации, закупали пленку, которую я расписывал. По пленке крупными и мелкими пятнами стекала краска, создавая эффект прозрачности, и все это было подсвечено мощными лампами. Сама съемка была концептуальной, в сюжете которой два крепких парня на цепях.
Что тебя вдохновляет?
Люди, проекты, фотографии. Недавно смотрел фотографии советского андеграунда, меня там поразили нереалистичные цвета, и настолько это было ново и свежо, хотя сделано очень давно. Но чаще идеи приходят ко мне спонтанно, в тишине. Я не хочу переосмыслять созданное кем-то, а хочу творить сам, создавать новое, революционное, ориентируясь на что-то внешнее: природу, состояние, события.
Расскажи о планах.
Сейчас есть задумка создать коллекцию носибельных арт-объектов. И там я хочу раскрывать истории разных течений, например, историю того, что сейчас происходит с производствами в России. Думаю, это получится интересно. Вот сейчас, например, мы с вами на заброшенном заводе, который работал в Советском Союзе, но сегодня здесь ничего уже нет, его частями берут в аренду мелкие компании.
Серию сделаю с переводом на английский. Наверно, это будет больше интересно иностранцам. Они смотрят достопримечательности, но кто им покажет такой андеграунд.
А какова твоя главная цель? Что ты хочешь донести до людей своим творчеством?
Ну, так глобально…. (смеётся). По правде говоря, у меня нет задачи что-то конкретное доносить до людей, скорее моя цель – выражение внутреннего потенциала. Но при этом я уверен, что способен создать новое в искусстве, которое сможет поменять человека после просмотра, пусть не в полной мере, но в какой-то степени.
Твоя жизненная философия?
Если коротко, то – просто веселиться. Придет время, и мы все умрем. И что остается? Только жить и радоваться жизни. Самое важное – быть в гармонии с собой, слушать свое сердце. Потому что тело – это некий инструмент для нас, и оно вторично по отношению к душе. Душа приходит получить опыт, а тело лишь должно помочь это сделать. И глобальная проблема людей, что часто они слушают не сердце, а ум, то бишь инструмент, который уводит не туда. И вот эта со-настройка с душой чрезвычайно важна, чтоб обрести гармонию. Все взаимосвязано. Развитие души и как ты себя проявляешь, твое дело.
Я занимаюсь своим творчеством год и только вкладываю в него. Еще почти ничего не продал, и еще понадобится время… Но я буду это делать, потому что иначе умру. Моя важная миссия и огромная потребность – раскрыть себя. А так как есть природный талант, то и продукт будет интересным. Он будет усложняться, совершенствоваться, станет более многослойным, многогранным. Мир постоянно меняется, комфорта и удобств в нем все больше и больше, а жить все сложнее. Человеку необходимо усложнять свою структуру души, работать над этим. И искусство помогает. Как зрителю, так и его создателю.
интервьюер и редактор Дарья Максимова
респондент Артем Икона