Работа как счастье.

19 февраля на территории России празднуется День орнитологов – специалистов, занимающихся изучением птиц.
История праздника берет свое начало в 1983 году, когда состоялось открытие Всесоюзной орнитологической ассоциации при Академии наук. Данное событие произошло 19 февраля, отсюда и день празднования. Сегодня он отмечается во многих странах, входящих в те времена в состав СССР. На собрании членов общества, прошедшем 19 февраля 1983 года, было выдвинуто предложение сделать эту дату днем орнитологов.
Сегодня я побеседовал с заведующей отделом орнитологии Красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей» Ириной Николаевной Воронцовой, со специалистом, увлеченным своим делом, с человеком, участвующим в создании и формировании коллекции пернатых питомцев «Роева ручья».
- Ирина, как решила стать орнитологом?
-Тебе как, правду сказать? Когда я пришла в зоопарк в 2000 году, начала работать ветеринарным врачом, и лишь спустя два года, возглавила отдел орнитологии, который начинал формироваться. «Роев ручей» в то время стремительно развивался, пополнялись коллекции животных, птиц. На то время их было немного, в основном это были представители местной фауны и теми птицами, которыми поделился с нами Новосибирский зоопарк. Часть птиц из числа обитателей живого уголка заповедника «Столбы», несколько попугаев, подаренных красноярцами. В последствии в «Роевом ручье» стали появляться попугаи, журавли, другие экзотические птицы.
- По сути, ты начинала создавать и формировать коллекцию птиц?
- Да, вместе с Юрием Арсентьевичем Махровым мы создавали отдел орнитологии и формировали коллекцию.
Почему орнитология? Так судьба распорядилась, сейчас я даже представить себе не могу другую работу. Интересно работать, «дня сурка» нет, это совершенно точно. Каждый день что-то новое. Птицы непоседы, вот, например сегодня на нас жаловались электрики, что мы им сломали датчики, которые они только что установили. (говоря мы, Ирина имеет ввиду журавлей, в вольере которых меняли температурные датчики, а любопытные птицы решили проверить их на прочность).
- Большое у вас сегодня хозяйство?
- Более семисот особей птиц 141 вида. И 20 человек сотрудников. Почти все работают давно, многие с самого открытия зоопарка, чем можно гордится. Текучки у нас нет, а если кто и уходит, сохраняет любовь к зоопарку на всю жизнь. Приходят в гости проведать своих питомцев, пообщаться с бывшими коллегами. Я очень дорожу своими сотрудниками, работа с птицами – особое умение, с лету этому не научишься. Помимо зоологов, в отделе есть рабочие по уходу за животными. Это особые сотрудники. Они ближе всех к животным, лучше знают их повадки, особенности, пищевые предпочтения, они заботятся о животных ежедневно и ежечасно. В их обязанности входит кормление, уборка, обогащение среды обитания, наблюдение за животными, записи в журналы наблюдений, тренинги. Птицы отвечают им взаимностью.
- Чем отличается работа зоопарковского орнитолога от работы «академического» орнитолога?
- Есть отличия, мы, к сожалению, не имеем возможности выезжать в экспедиции, изучать поведение птиц в живой природе. Но в нашей работе есть другие преимущества. Мы более универсальны, работаем с большим разнообразием пернатых со всех уголков планеты. Общаемся с коллегами из разных зоопарков. Самое важное для нас – сделать жизнь наших питомцев более комфортной и здоровой. Чем еще интересна наша работа – ни один ученый не находится в таком тесном контакте с птицами, как мы, каждый день наблюдая за ними.
- Кто из питомцев самый любимый, есть такие?
- Как сказать? Вот есть у тебя пять пальцев на руке, какой самый любимый? Ну вообще есть. Чуди – первый появившийся в парке птенец пингвина. Выхоженный, выстраданный. Ухаживали за ним, как за своим ребенком. Потом были еще птенцы, но этот самый первый. Есть у нас птицы, которые при открытии парка были переданы нам с живого уголка на Столбах. Филин Шарик, орел могильник по кличке Грэй, журавль красавка. Грэй уже пожилая птица и находится на особом положении, можно сказать – заслуженный пенсионер. Он единственный из хищных птиц зимой живет в теплом помещении. Журавль красавка живет и здравствует в парке вот уже двадцать лет. Птица была передана уже взрослой, но точного возраста мы не знаем, животные передавались просто по описи, а документов на них никаких не было. Даже клички многим животным давали уже здесь.
- Ирина, за столько лет работы с птицами выработались ли какие – то особые привычки, как сейчас говорят «профессиональная деформация»?
- Начала громко говорить. Если заметил, на этаже стоит постоянно птичий гвалт, щебет. Особенно попугаи кричат и нормально говорить на получается, приходится повышать голос. Со временем, привычка закрепилась. Еще меня не любят строители, смотрю все недочеты, все выемки и неровности, где плохо покрашено – представляю, как попугаи клювами все это могут расковырять))) Работа у нас не такая, как в офисе – выключил компьютер и свободен. Дома тоже постоянно думаю, как они там? Особенно, когда наступают морозы. Подходишь к окну и думаешь, к чему ты приедешь утром, как там все? Но люди у нас опытные и ответственные, так что всегда все в порядке.
- Кого бы еще хотелось в коллекцию, каких птиц?
- Много кого хочу, из самых интересных – гиацинтовый ара, турако, и конечно больших пингвинов, может даже императорских.






